Вы здесь

Каким быть учителю новой украинской школы

Дождались наши школьники летних каникул. Ожидают их лагеря отдыха, речные и морские пляжи, развлекательные поездки, интересные экскурсии и многое другое, способствующее оздоровлению и прекрасному настроению. А вот у их учителей нынешнее лето будет, как никогда, загружено работой накануне стартующей в сентябре новой реформы школы. О том, какие перемены привнесет эта реформа в образовательный процесс, какие требования будут предъявляться к педагогам, сегодня делится своими размышлениями директор Павлоградской общеобразовательной школы №1 Виктор Николаевич Галух.
 

«В европейской модели школы есть два варианта – практикуемый  в Англии, Франции, Германии и скандинавский. При первом варианте со стороны министерств образования названных стран практикуется строгий контроль уровня формирования знаний и навыков у детей, причем не только у выпускников школы. При втором, скандинавском варианте, который в первую очередь представляет Финляндия, широкие полномочия предоставляются громаде – общественным организациям, в том числе и родительским. Они предлагают свои рекомендации и осуществляют контроль образовательного процесса в школе. Какой вариант будет внедрен в украинской школе – пока не известно. Но, учитывая менталитет украинского народа, вряд ли сможет прижиться у нас скандинавский вариант. Дело в том, что финны и другие скандинавские народы – люди очень спокойные, размеренные, более склонные к меланхоликам. Там дети от природы дисциплинированы, готовы четко исполнять требования и распоряжения. А в Украине очень много детей с темпераментом холериков, которые способны преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенные, склонные к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Для того чтобы решить вопрос не только идеального видения модели новой школы, но и возможности ее реального применения на практике, я думаю, еще 2-3 года будет продолжаться коррекция организации обучения относительно того, как учителя будут использовать свои знания в работе с детьми.

Если внимательно прочитать проект реформирования школы, там сказано, что от инициативы учителя, от его личности будет во многом зависеть уровень знания его учеников. Потому что в новой школе не будет места каким-то административным рычагам, весь образовательный процесс будет замкнут на педагоге. Ему придется каждый день искать что-то новое по профилю своего предмета и презентовать его детям. А если действительно в школе будет внедрена интегрированная система преподавания учебного материала, предусматривающая сочетание сразу 4-5 предметов – с этим может справиться только новая личность учителя. Даже педагогам с 30-50-летним стажем тяжело будет освоить новые предметы, чтобы соответствовать этим требованиям. И многим педагогам, наверное, не по плечу будут такие перемены.

А вообще-то, учителем надо родиться. Вузы могут дать только знания, а само отношение к работе, манера жизни в школе и общения с детьми – это или есть в человеке, или нет. Сформировать то, что не дано от природы, невозможно. Настоящему учителю необходима постоянная работа над собой, пополнение запаса своих знаний. Но и это еще не все. Я знаю высокообразованных учителей, которые, проработав полгода в школе, почувствовали, что иметь глубокие знания – это одно, а уметь их донести детям – совсем другое. Поэтому на этапе принятия на работу кандидата в учителя нашей школы мы обращаем внимание не на диплом, а в личной беседе пытаемся почувствовать педагога и решить, подходит он нам или нет.

Будет ли эффективна школьная реформа – зависит, прежде всего, от учителей, оттого, сможем ли мы перестроить процесс образования так, чтобы вместо зубрежки у детей развивались критичное мышление, умение аргументировать собственную позицию, творчество и практические навыки. Поэтому, чтобы быть готовым к старту новой школы, нынешнее лето у наших учителей будет очень насыщено мероприятиями по методической работе, особенно для учителей будущих первоклассников. На постоянно проводимых тренингах мы пытаемся понять до конца новую философию преподавания, в котором учебный материал будет одним из инструментов развития детей, которым через 25-30 лет предстоит стоять у руля нашей жизни».

К сказанному Виктором Николаевичем остается добавить, что руководимая им центральная школа Павлограда заслуженно считается одним из ведущих учебных заведений города. И это красноречиво подтверждает тот факт, что последние годы все выпускники общеобразовательной школы № 1 становятся студентами высших учебных заведений.
 
Правда, к сожалению, далеко не все после вузов работают по своей специальности. Но Виктор Николаевич уверен в том, что до того времени, пока будут сформированы первые выпускники новой украинской школы, произойдут определенные изменения в общественно-экономической жизни нашей страны и реальные знания выпускников его школы будут применены в экономических процессах Украины.